Здравствуйте!!! Конечно, может быть, я бы и оценила выложенную Вами информацию, но...не понятно, все-таки, где продолжение сценария??????????????????????????????????????
я просто в приятном шоке! Умничка музыкальный руководитель, а дети настоящие артисты! Конечно, это не одного дня работа, это титанический труд проделан. Видно и постановка ножки, и певческие навыки, да и вообще - огромное спасибо, за полученное удовольствие. Я на осень ставила музыкальную сказку про модницу лису, но пока только на взрослых, но тоже были все приятно удивлены. Ещё раз спасибо и творческих успехов.
Счетчики
Материалы от коллег.
Главная » 2011»Декабрь»8 » Методика работы с детьми (Методическое пособие "От ритмики к танцу")
09:16
Методика работы с детьми (Методическое пособие "От ритмики к танцу")
Автор: Гибадуллина Альфия Каримулловна, музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 213 комбинированного вида» Советского района г. Казани
Дброго времени суток, коллеги! Огромное спасибо за ваши талантливые танцы, занятия, сценарии праздников! ВЫ - ТАЛАНТЫ И ЗВЁЗДЫ НА НАШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ НЕБОСКЛОНЕ! И вот, чтобы как-то отблагодарить вас за материалы, не нашла ничего более полезного, чем выложить свои танцы, но, к сожалению. пока не получается (не хватает умения). Так что же, не получается выложить видео, предлагаю ознакомиться (НАЧАЛО) с моим Методическим пособием "От ритмики к танцу". Отдел образования муниципального учреждения «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по Советскому району Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 213 комбинированного вида»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами ритмики, гимнастики, хореографии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«От ритмики к танцу» рекомендовано музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений.
Пояснительная записка
В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О, премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.
Феномен танца, относящийся к невербальной знаковой системе и связанный с эмоциональной, чувственной стороной жизни ребенка, является уникальным и ничем не заменимым. Дети танцуют. Радостно, красиво, непринужденно. Танцевать для них так же естественно, как для их родителей разговаривать. При этом они не просто «самовыражаются» и дают нагрузку мышцам и связкам. Они изучают окружающий мир: если долго кружиться, комната начнет вертеться вокруг тебя; если разбегаться и прыгать, отчего-то во всем теле рождается воздушная легкость, и радостно захватывает дыхание. Они общаются: с планирующей белой снежинкой, с лужей, в которой отражаются фонари, с пробегающей мимо собачкой и со своими сверстниками – через язык жеста. Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения, формированию процесса восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Четкое определение структуры танцев делает возможным ее целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением широкого спектра личностных и социальных проблем. В связи с формированием ребенка танец может сыграть определенную роль в развитии моторики, ритмичности и координации, обеспечить эмоциональное благополучие. Психофизическая гармонизация личности ребенка, его здоровье и эмоциональное благополучие достигается в танце через творческую импровизацию самого ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом, или музыкальном, пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положительных изменений в организме ребенка. Психологи утверждают, что танец – это диалог души и тела. Танцевальная минутка является для ребенка жизненно важным процессом, ибо сам творческий акт имеет огромное социальное значение, так как тело ребенка становится средством раскрытия души. «Обучить человека пляске – это значит дать ему в руки средство управлять неподвластным нашей сознательной воле миром подсознательных переживаний и накипающих, сталкивающихся и борющихся сил и стремлений» - подчеркивала С.Д. Руднева – одна из основательниц метода музыкально-ритмического воспитания в России.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию
Данное методическое пособие является итогом многолетней практической деятельности в области музыкально-ритмического воспитания дошкольников. Новизна методического пособия состоит в следующем: • Введение в занятия партерного экзерсиса, элементов акробатики и спортивной гимнастики. • Использование авторского музыкально-двигательного материала: (музыкально-ритмические комплексы упражнений, танцевальные этюды и постановки). • Использование разных видов занятий (сюжетное, игровое, занятие-импровизация). Основной целью данной разработки является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмики, гимнастики и хореографии. Задачи методического пособия заключаются в следующем: • Воспитание любви и интереса к музыке и движению; • Поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы ритмикой, основами классического, народно-сценического, бального и современного танцев в игровой, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал; • Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков; • Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка; • Развитие элементарных пространственных представлений; ориентировки в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур; • Снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами танца; выработка баланса в системе «возбуждение-торможение»; • Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения; • Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.
Методическое пособие состоит из следующих разделов: 1. Музыкально-ритмическая координация; 2. Партерный экзерсис;
Раздел «Музыкально-ритмическая координация» предусматривает: - ритмические упражнения; - музыкальные игры; - музыкальные задания по слушанию, анализу танцевальной музыки; - поиск хореографического образа на заданную музыку. Без музыки нет танца, поэтому ритм движений – есть большая и существенная часть хореографии. В ритме заключаются великие тайны искусства. Жест или ряд движений, если они проделаны в неверном ритме, совершенно теряют смысл и красоту выражения. Поэтому основными задачами этого раздела являются: а) развитие музыкальности, слуха, чувства ритма; б) умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
Раздел «Партерный экзерсис» включен в методическое пособие с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей: - повысить гибкость суставов; - улучшить эластичность мышц и связок; - нарастить силу мышц. Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: - приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; - начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Особенно важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце.
Если интересно вам, коллеги, то, чем я занимаюсь, то продолжение следует. Спасибо за внимание. С уважением, Альфия из Казани.Я ввела в свои занятия "партерный экзерсис" сравнительно недавно, около 5 лет назад. К "партеру" пришла потому, что "доросла" до этого сама. Много читала спец.литертуры, училась у педагога моей дочери, в общем, само-совершенствовалась. И пришла к выводу о необходимости "партерной гимнастики" на занятиях по ритмике и хореографии. При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя.
Одним из способов развития специальных данных для хореографии и улучшения подвижности суставов являются упражнения на растягивание (растяжки). Некоторые упражнения я тоже включаю в свои занятия.
Раздел «Партерный экзерсис» включен в методическое пособие с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей: - повысить гибкость суставов; - улучшить эластичность мышц и связок; - нарастить силу мышц. Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: - приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; - начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Особенно важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце.
(ИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "ОТ РИТМИКИ К ТАНЦУ")
Здоровье человека во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т.д. Вот почему необходимо с раннего дошкольного возраста сохранять и развивать природные физические задатки – свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.
Именно упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь этих целей.
Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Главное – перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла. 2. Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку. 3. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности. 4. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние о*****-двигательного аппарата и физическую подготовленность. 5. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе. 6. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности. 7. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление. 8. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом».
Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
I. Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела
Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе, все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнения, дети должны ощутить напряжение тех или иных мышц, затем следует их полное расслабление, которое также необходимо ощутить. Дыхание свободное.
II. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнение 1. Повторить 6 - 8 раз. И.П. – стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу. «раз-четыре» - потянуться плечами к полу. «пять-восемь» - вернуться в И.П.
Упражнение 2. Повторить 6 - 8 раз.
И.П. – лежа на спине, руки вверх, кисти переплетены ладонями вверх. «раз-два» - увести руки вправо. «три-шесть» - зафиксировать положение. «семь-восемь» - вернуться в И.П. Повторить упражнение в другую сторону.
Упражнение 3. Повторить 4 раза.
И.П. – стоя на коленях, ноги врозь, взяться за пятки изнутри. «раз-четыре – подать таз вперед, развернуть плечи, прогнуться. «пять-восемь» - вернуться в И.П.
III. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясничного суставов
Упражнение 1. «Верблюд»
И.П. – стоя на коленях. Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать до носка ног или до пола за носками ног. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуты вперед.
Упражнение 2. Повторить 4 – 6 раз.
И.П. – сидя на полу, колени и стопы вытянуты. С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед, к ногам. Следить за тем, чтобы спина не прогибалась.Вот несколько фотографий моих деточек. Прошу заметить, что эти дети не занимаются профессионально гимнастикой или акробатикой. Это, именно, мои воспитанники.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Из методического пособия "От ритмики к танцу" Упражнение 3. «Змейка» Повторить 4 – 5 раз. И.П. – лежа на животе, колени выпрямлены, стопы вытянуты или находятся в 1 позиции. Медленно поднимать плечи вверх и назад, максимально сократив мышцы спины и прогнувшись под лопатками. Упор руками в пол, максимально, около корпуса. Усложненный вариант: прогибаясь в лопатках, руки зафиксировать за головой. Упражнение 4. «Тюльпан» Повторить 5 – 6 раз. И.П. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к туловищу. Стопы вытянуты, пальцы ног касаются пола, руки – под коленями. «раз-два» - разогнуть правую ногу в колене вперед-вверх. «три-четыре» - вернуть в И.П. «пять-восемь» - повторить с левой ноги. «раз – четыре» - обе ноги оторвать от пола и поднять вперед-вверх. «пять-восемь» - вернуться в И.П. Усложнение для упражнения «Тюльпан» Повторить 2- 3 раза. И.П. – как в предыдущем упражнении. «раз-четыре» - с помощью рук разогнуть ноги в коленях и поднять их вперед – вверх к лицу. Позвоночник от копчика тянуть вверх. «пять-восемь» - вернуться в И.П.
IV. Упражнения на укрепление брюшного пресса Упражнение 1. Повторить 4- 6 раз. И.П. – сидя на полу, вытянув колени и стопы. На счет «раз-два» поднять ноги от пола (образовать угол). Руки для равновесия раскрыть в стороны. На «три-четыре-пять-шесть» положение зафиксировать. На «семь-восемь» прийти в И.П. Усложненный вариант: выполнять упражнение из И.П. лежа на спине, ноги вытянуты, руки – вдоль тела ладонями вниз. На счет «раз-два» поднять одновременно корпус и вытянутые ноги. Затем медленно вернуться в И.П.
V. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника. Упражнение 2. «Улитка» Повторить 3 – 4 раза. И.П. – сидя на коленях. На счет «раз-два-три-четыре» голова опустилась вперед, за ней опустились плечи, затем округлилась спина. На счет «пять-шесть-семь-восемь» медленно выпрямились, стараясь, как бы, «развернуться» – «улитка показала рожки». Затем все выполняется в обратном порядке: сначала медленно округляется спина, плечи, затем голова, стараясь, как бы, «свернуться» - «улитка спряталась в домик».
Упражнение 3. Повторить 3 – 4 раза. И.П. – сидя на полу, вытянув ноги, раскрытые максимально в стороны. На счет «раз-два» наклонить корпус к правой ноге, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ноге. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П. На счет «раз-два» наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П. Выполнить наклон к левой ноге.
Упражнение 4. «Медвежонок»
И.П. – сидя на полу, прижав колени руками к груди, лоб касается коленей. Лечь на спину в группировке, затем вернуться в И.П. – «качаться» на спине»
Упражнение 5. «Радуга» Повторить 2 раза. И.П. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела. На счет «раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой; на счет «пять-шесть-семь-восемь» зафиксировать это положение. Затем медленно вернуть в И.П. Упражнение 6. «Кольцо» И.П. – лежа на животе. Упор руками в пол около груди. Выпрямляя руки в локтях, максимально прогнуться под лопатками. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя замкнутое кольцо. Зафиксировать это положение. Затем вернуться в И.П. Для облегчения выполнения данного упражнения ноги в коленях раздвигаются на ширину, удобную для каждого ребенка индивидуально. Постепенно ноги соединяются и выполняют упражнение с соединенными коленями.
Упражнение 7. «Коробочка» И.П. – лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить щиколотки с внешней стороны и вытянуть руки вверх, одновременно прогибаясь под лопатками. Зафиксировать положение корпуса. Медленно вернуться в И.П. Для облегчения выполнения упражнения ноги сначала разъединить, но постепенно учиться выполнять упражнение с соединенными ногами. Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимает его и покачивает «вверх-вниз» - «качели». Похожие материалы